Опубліковано: 10-09-2013, 12:30 / Переглядів: 545 / Новини / Виховна діяльність


«Максими» Франсуа де Ларошфуко

«Максимы» Франсуа де Ларошфуко :

к 400-летию со дня рождения французского писателя,

филофоса-моралиста (1613–1680)          

         

«Я среднего роста, гибок и правильно сложен, кожа у меня смуглая, но гладкая, лоб открытый, в меру высокий, глаза черные, глубоко посаженные, голова, можно сказать, красивая». Таков словесный автопортрет герцога де Ларошфуко, писателя, моралиста, острослова, свидетеля «великого века» французской литературы, современниками которого были Корнель и Расин, Мольер и Ла-фонтен, Паскаль и Буало.

Но жизнь Франсуа де Ларошфуко мало походила на судьбы этих авторов, зависевших от высоких покровителей. Да и писателем себя он именовал только в шутку, поскольку был прежде всего философом-моралистом, отдававшим, впрочем, философии лишь время, свободное от государственной службы и политической деятельности.

Получая доход от обширных поместий, он в отличие от своих «собратьев по перу» мог не беспокоиться о хлебе насущном.

Франсуа VI, герцог Ларошфуко, носивший до смерти отца имя принца де Марсийака, родился 15 сентября 1613 г. в Париже. Детство его прошло в замке Вертей, где располагалось старинное родовое поместье графов и герцогов Ларошфуко. Воспитание Франсуа, как и его одиннадцати младших сестер и братьев, было довольно либеральным. Во всяком случае, мальчикам полагалось в основном заниматься военными упражнениями, а прочие же науки осваивались самостоятельно или с помощью воспитателей. Так что своей ученостью Ларошфуко обязан прежде всего самому себе, поскольку, в отличие от сверстников, его, кроме военного дела, интересовали философия, история и классическая литература.

В 1630 г. семнадцатилетний принц де Марсийак уже появился при королевском дворе, а вскоре принял участие в Тридцатилетней войне. Он успел и повоевать, и насладиться светской жизнью, стать политическим изгнанником и даже отбыть срок заключения в Бастилии.

Пока Франсуа испытывал судьбу в дворцовых залах и на полях сражений, отец купил ему должность губернатора одной из провинций. Основой философских и нравственных взглядов Ларошфуко послужил жизненный и политический опыт. Своей задачей автор «Мемуаров» ставил осмысление личной деятельности в служении государству, доказательство правоты своих поступков в политической борьбе.

И все же, как ни интересны с исторической точки зрения мемуары Ларошфуко, не они принесли ему славу. Знаменитым его сделала небольшая книжица под названием «Максимы» — оригинальная проза в афоризмах. Всего «максим» более шестисот — парадоксальных, лукавых, остроумных, желчных фраз в несколько строк, а порой и в несколько слов. Разумеется, все они принадлежат к мудрости интеллектуальной, великосветской — тщательно отделанные, оправленные великолепным живым языком и бьющие, как говорят, не в бровь, а в глаз.

Совершенно очевидно: автор афоризмов — частый посетитель философских и литературных салонов, где каждое острое и меткое слово ценилось чрезвычайно высоко. Собственно, афоризмы так и построены, будто великосветский собеседник, прохаживаясь по залу, то там, то здесь роняет крылатую фразу, после которой либо раздается смех, либо проносится шепот восхищения.

Работе над книгой Ларошфуко посвятил весь остаток жизни. Выйдя в свет, «Максимы» сразу же приобрели огромную популярность. С 1665 по 1678 гг. писатель переиздавал книгу пять раз. Ларошфуко был признан крупнейшим писателем, большим знатоком человеческих сердец, а Французская академия приняла его в свои члены.

«Максимы» Ларошфуко были одним из оригинальных жанров моралистической литературы XVII в. Но читая эту своеобразную мини-энциклопедию нравов и поведения, легко убедиться, что мыслитель был прекрасно осведомлен в античной и современной ему философии. Проанализировав строение чувственной природы человека, Ларошфуко вывел единственную движущую силу поведения людей — себялюбие: «Себялюбие — это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо. Оно побуждает людей боготворить себя и, если судьба им потворствует, тиранить других; довольство оно находит лишь в себе самом, а на всем постороннем останавливается, как пчела на цветке, стараясь извлечь из него пользу. Даже прирожденная свирепость реже толкает на жестокие поступки, нежели себялюбие».

Ведь для того чтобы стать лучше, необходимо знать о себе все. Афоризм, возможно, самый короткий путь к улучшению человеческих нравов. Как сказал сам Ларошфуко: «Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно».   


Предлагаем вашему вниманию некоторые наиболее известные и выразительные цитаты из книги великого мыслителя XVII в. 

Франсуа де Ларошфуко

                              

«Наши добродетели — это чаще всего  искусно переряженные  пороки»

 *      *      *

«Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных  земель»

   *      *      *

«Любовь одна, но подделок под нее — тысячи»

 *      *      *

«Наделяет нас  достоинствами природа, а помогает их проявить судьба»

 *      *      *

«Судьба исправляет такие наши недостатки, каких бы не мог исправить даже разум»

   *      *      *

«Миром правит судьба и прихоть»

 *      *      *

«Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности»

 *      *      *

«Мы и не представляем себе, на что могут нас толкнуть  наши страсти»

   *      *      *

«Никакому  воображению не придумать такого  множества противоречивых чувств, какие  обычно  уживаются в одном человеческом сердце»

 *      *      *

«Нигде не найти покоя  тому, кто не нашел  его в самом себе»

 *      *      *

«Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется.  Или так счастлив, как ему хочется»

 *      *      *

“Все любят разгадывать других, но никто  не любит быть разгаданным»

 

P.S. Ознакомиться с книгой «Максимы» Ф. де Ларошфуко можно в ч/з № 4 ФБ ХНАУ

    

Авторизація